hranitel_slov (hranitel_slov) wrote,
hranitel_slov
hranitel_slov

Categories:

Гонения на церковь: истоки


Как и в каких слоях зарождалось отрицательное отношение к церкви в России. Это очень большая тема, уводящая нас к самому Крещению Руси.

Не будем перечислять всех восстаний и жалоб, а остановимся на самых показательных.

"Крестьяне Архангельского собора с. Завидова Клинского у. царю Петру Алексеевичу... Бьют челом бедные и беспомощные и до конца разоренные сироты твои, Клинского уезду Архангельские вотчины села Завидова крестьяне староста Климко Матвеев да выборные Афонка Ларионов, Климко Андреев, Митка Ефтифеев, Куска Епифанов, Панка Кондратев и все крестьяне. В прошлых, государь, годах владели нами, сиротами, твоими, того ж Архангельского собору власти и протопопы вообще, и всякие оброки мы, сироты твои, платили на вообще ж. А ныне, государь, мы, сироты твои, разделены в мелкие поделы. И по тому, государь, разделу священники [и дь]яконы накладывают на нас, сирот твоих, многие лишние оброки и столовые запасы. И для своих всяких прихотей они, священники и дьяконы, к нам всяких прихотей, сиротам твоим, приезжают и людей своих непрестанно присылают. И таких своих накладных оброков и столовых запасов на нас, сиротах твоих, правят смертным платежом не против прежнего. А прежде, государь, сего мы, сироты твои, таких накладных оброков и столовых запасов никому не плачивали. И мы, сироты твои, от такого их накладного оброку и столового запасу и всяких нападков и от безвременного и смертного правежу разорились вконец без остатку. И таких их накладных оброков нам, сиротам твоим, платить невмочь" (Крестьянские челобитные XVII в.: Из собраний Государственного Исторического музея. - М.: Наука, 1994. - С. 85).

"Крестьяне Архангельского собора с. Ильинского Кашинского у. царю Петру Алексеевичу о снятии с них прибавочного оброку… А как, государь, мы ж, сироты твои, отданы в Архангельский собор, и бывший протопоп Федор с братией наложил на нас в прибавку деньгами восемьдесят один рубль тринадцать алтын две деньги, да для косьбы указали брать с нас и ныне берут в подмосковную вотчину десять человек работников. А как в прошлом в 204-м году протопресвитер Петр Васильевич с священниками разделили нас, сирот, меж себя по поделям, и они, священники, ключарь с братией наложили вновь же прибавочный оброк: бараны, сыры, яйца, грузди, рыжики, грибы, ягоды, брусника, клюква. И ради тех столовых запасов приезжают они, священники, к нам сами и присылают людей своих и из тех припасов бьют нас на правеже смертным боем, и для своих приездов велят готовить про себя обеды, и берут с нас подводы. И оттого мы, бедные, разорились вконец" (Там же. - С. 86).

Решение: "Велено… села Ильинского старосте и выборным крестьянам по росписи за их противность и непослушание учинить наказание: бить вместо кнута батоги нещадно". "Такая же участь постигла земледельцев Завидовской вол., Клинского у." (Там же. - С. 237).

"Преосвященному Варсунофию, митрополиту Сарскому и Поддонскому, бьют челом сироты великих государей дворцового села Богданова Вяземского уезду церкви Троицы живоначальной староста церковный Ивашко Лаврентьев. Жалоба, государь, мне той же церкви на попа Максима Федорова. В нынешнем, государь, во 193-м году марта в 12 день зазвал к себе он, поп Максим, меня, сироту, в дом и учел у меня церковных денег просить. И я, сирота, тех денег ему не дал, потому что миром давать мне не велели. И он, поп Максим, меня, сироту, бил за то и увечил и голову мне проломил до крови. И многих нашу братю бьет… Да он же поп Максим чинит не против твоего святительского указу: от венчанья берет с первоженцов по рублю да по пуду меду" (Крестьянские челобитные XVII в.: Из собраний Государственного Исторического музея. - М.: Наука, 1994. - С. 210-211).

В 1905-1907 гг. протесты стали более организованными. Царю уже не верили и брали дело в свои руки.

Так сход крестьян Ольховской волости Царицынского уезда (по донесению жандармского офицера) выносит решение о закрытии церквей: "Церкви не нужны, их следует обращать на другие полезные учреждения: школы, больницы" (Высший подъём революции 1905-1907 гг.. Ч. 2. - М., 1955. - С. 758).

На совещании Всероссийского крестьянского Союза звучит:
"У нас живется все-таки страшно тяжело. Например, в нашем селе много лет идет тяжба с попами. Сколько ни сыплем денег, куда-то проваливаются. Говорят, священники служат посредником между людьми и богом, а на самом деле они служат посредниками между начальниками, полицией и нами и только спешат содрать побольше с крестьян". (Протокол делегатского совещания Всероссийского крестьянского союза 6-10 ноября 1905 г. - М., 1906. - С. 30-31)

Или другая крестьянская жалоба:
"Не успеешь ворота запереть как они вот опять давай того-сего: свининки, сметанки, куренка, масла, яичек, ржицы, мучицы, конопли - хоть криком-кричи. Собаки не отбрехали, как опять заливаются: попы идут, встречай их таких-сяких" (Церковно-общественный вестник. - 1914. - № 31)

В 1905 году, священник о Михаил (Левитов) писал в "Церковном вестнике":
"Духовенство не пользуется никаким влиянием, ненавидимо и презираемо народом, служит в глазах его олицетворением жадности, корыстолюбия. Духовенство деморализовалось до потери значительной части не пастырского только, но и человеческого достоинства" (Церковный вестник. - 1905. - № 32)

А вот как обстояло дело в деревне после революции 1917 года, при большевиках.

Задонский корреспондент московских "Известий" сообщает о религиозной жизни в своей провинции: "Найти у нас в деревне коммуниста, у которого бы не висела в избе икона - большая редкость".
Некий коммунист говорит о своем отце: "Старый человек, по два часа стоит на коленях, молится, всех святых перебирает… Для меня легче на фронт идти, чем за это дело взяться".
"Женится в одной деревне коммунист. В церковь идет полный свадебный кортеж. Впереди красное знамя с надписью: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь", потом иконы, потом жених с красным бантом во всю грудь. Такая "красная свадьба" не редкость в деревне".

Вот так уживался коммунизм и православие в душах людей.

Не так церковь.

"От высшего церковного управления к воинству к воинству, подвизающемуся на всех фронтах

Воины Христолюбивые, доблестные защитники Святой Церкви и дорогой Родины! К Вам обращаются со словом привета и христианской любви Высшее Церковное Управление, состоящее из Епископов, Пресвитеров и мирян… Встаньте теснее около своего Верховного Вождя, плотнее сомкните вокруг него свои ряды, чтобы защитить Отчизну от насильников и предателей. Святая церковь шлет вам, страстотерпцы, свое благословение и молит Господа об укреплении ваших сил в борьбе с врагом. Помните, возлюбленные, чем больше труд, тем сладостнее отдых, тем выше награда: от Господа - милость, а от благодарных сограждан - вечная вам слава и честь. "Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтесь, укрепляйтеся" (1 Коринфянам, 16, 13), "яко с нами Бог" (Матф. 1, 23).
Ваши богомольцы
Сильвестр, Архиепископ Омский и Павлодарский,
Вениамин, Архиепископ Сибирский и Сызранский,
Протоиерей Владимир Садовский". (С. 135-136)

(Хрестоматия по истории России: 1917-1940 гг. / Под ред. проф. М. Главацкого. - М.: Аспект-пресс, 1994. - 446 с.)
спасибо
Юрий Чекалин yuriyc
Tags: РПЦ, до1917
Subscribe

  • Первомай

    Первомай в Орле в 1942 отмечали с помпой, приехали кинооператоры, по всему городу были флаги и портреты осуждаемого мною лидера и его преступного…

  • Судьба человека

    Краткий эпизод ожесточённого боя на окраине Орла 765 ап против 4 тд Маврин Иван Андреевич Год рождения: 19.01.1919-18.03.2003

  • мало кто знает

    что взрывы в Орле снимали и на видео. и между прочим их все по 100 раз видели, а вот где не скажу)

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments